Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики.[1]
На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным.[2]
Исходя из проведенных исследований руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:
1. Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:
– соотношения кредитов и депозитов;
– соотношения собственного капитала и активов;
– лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;
– лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;
– клиентские лимиты:
а) для акционеров (пайщиков);
б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;
в) для новых клиентов;
г) для неклиентов банка;
– географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но желающих проводить активные операции в определенных регионах);
– требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты оформления, маржа в оценке и т.д.);
– требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;
– планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его изменении.
2. Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:
– организация кредитного процесса;
– перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
– правила проведения оценки обеспечения.[3]
Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию.
Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.[4]
К основным формам повышения источников кредитного потенциала относятся:
— повышение числа банковских клиентов;
— увеличение средств существующих в банке участников и клиентов;
— рост организационной сети банка;
— объединение средств участников и клиентов банка по целевому назначению (например, создание общего фонда жилищного строительства).[5]
Анализируя практику коммерческих банков США в части соблюдения ликвидности, отмечено следующее: "При хорошей организации работы по привлечению ресурсов не имеет существенного значения количественное соотношение некоторых статей актива с привлеченными депозитами. Действительно, более низкое процентное соотношение среднесрочных и долгосрочных размещений средств по активу с привлеченными депозитами значит меньше, чем более высокое соотношение, если во втором случае обеспечивается стабильность депозитов из конкретных источников на базе давно установленных традиционных связей".[6]
Экономичность, эффективность использования и ликвидность средств предприятий и организаций непосредственно отражаются на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие его показатели, как:
Полезная информация:
Понятие личного страхования и договора личного страхования.
Виды договора личного страхования
Личное страхование - отношения по защите личных интересов физических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Соответственно под договором личного страхования в соответствии со ст.934 ...
Роль Центрального Банка РФ в экономике России
Центральный Банк РФ - главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, ...
Организационные структуры по управлению
Страховые компании делятся на организационные структуры по управлению (менеджменту) и по сферам деятельности. Наиболее широкое распространение в мире получила организационная структура по менеджменту « Руководство в соответствии с сотрудничеством », опирающаяся на такие принципы как: 1. Решения в с ...