-имеется случай просроченных платежей по основному долгу или по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:
-по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - от шести до 30 календарных дней включительно,
-по ссудам, предоставленным физическим лицам, - от 31 до 60 календарных дней включительно;
-ссуда прямо либо косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику кредитной организацией в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо кредитная организация прямо или косвенно приняла на себя риски понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств в указанных целях, при условии отсутствия просроченных платежей по новой ссуде, а также при условии, что по ранее предоставленной ссуде обслуживание долга признавалось хорошим, а финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее.
Обслуживание долга признается плохим, если:
-имеются просроченные платежи по основному долгу или по процентам в течение последних 180 календарных дней:
-по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - свыше 30 календарных дней,
-по ссудам, предоставленным физическим лицам, - свыше 60 календарных дней;
-ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу или по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое;
-ссуда предоставлена заемщику кредитной организацией прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо кредитная организация прямо или косвенно приняла на себя риски понесения потерь в связи с предоставлением денежных средств заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено лучше, чем среднее при условии, что ранее предоставленная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием долга, либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде;
качество обслуживания долга не может быть признано хорошим или средним или качество обслуживания долга не оценивается.
При осуществлении оценки ссуды до определенного договором срока выплаты процентов или суммы основного долга обслуживание долга может быть оценено:
-при оценке финансового положения как хорошего - как хорошее;
-при оценке финансового положения заемщика как среднего - не лучше, чем среднее;
-при оценке финансового положения заемщика как плохого - только как неудовлетворительное.
Определение категории качества ссуды (вероятности обесценения ссуды) в отсутствие иных существенных факторов, принимаемых во внимание при классификации ссуды, осуществляется на основе комбинации двух классификационных критериев (финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга) в соответствии с
табл. 3.1.1.
Таблица 3.1.1 Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга
инансо-вое поло-жение |
Обслуживание долга | ||
Хорошее |
Среднее |
Плохое | |
Хорошее |
Стандартные (I категория качества) |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Среднее |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Плохое |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Безнадежные (V категория качества) |
Если по заемщику в течение периода более одного квартала отсутствует информация, в том числе финансовая, ссуда классифицируется не выше, чем во II категорию качества с формированием резерва в размере не менее 20 процентов. Если по заемщику указанная информация отсутствует в течение периода более двух кварталов, ссуда классифицируется не выше, чем в III категорию качества с формированием резерва в размере не менее 50 процентов.
Не выше, чем в III категорию качества (сомнительные) классифицируются:
ссуды, предоставленные юридическим лицам, кроме кредитных организаций, сроком до востребования (включая векселя по предъявлении), которые находятся на балансе кредитной организации свыше 20 календарных дней; ссуды, договоры о предоставлении которых предусматривают возможность при наступлении определенных обстоятельств в части обслуживания долга (например, в случае досрочного погашения ссуды) освобождения от уплаты процентов или снижения процентной ставки;
Полезная информация:
Структура управления и нормативно правовая деятельность Национального банка
Органами управления Национального Банка Казахстана являются Правление и Совет директоров (Директорат). Высшим органом управления Национального Банка Казахстана является Правление. Правление Национального Банка Казахстана состоит из девяти человек. В состав Правления Национального Банка Казахстана в ...
Проблемы кредитования нового бизнеса
Одним из наиболее неоднозначных вопросов кредитования малого бизнеса является проблема создания нового бизнеса или развитие start up проектов. Именно новый бизнес чаще всего нуждается в финансовой подпитке, поскольку сразу же на начальном этапе создания предприятия необходимы средства на аренду пом ...
Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения.
Преимущества каждого вида
Социальное страхование и социальное обеспечение в совокупности определяют место и главенствующую роль в системе управления социальными рисками. По ряду существенных признаков социальное страхование принципиально отличается от государственного социального обеспечения. Социальное страхование использу ...