Во-вторых, АСВ выполняет функции конкурсного управляющего в следующих случаях:
1) при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1 ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций);
2) при банкротстве кредитных организаций, не имевших такой лицензии Банка России, если в арбитражный суд не будет представлена для утверждения в установленном порядке кандидатура конкурсного управляющего - физического лица. Аналогичным образом АСВ выполняет функции конкурсного управляющего кредитных организаций, не имевших "сберегательной" лицензии, в случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего - физического лица от исполнения обязанностей конкурсного управляющего (п. 3 ст. 50.11 Закона о банкротстве кредитных организаций);
3) при признании банкротом отсутствующей кредитной организации, то есть кредитной организации, которая фактически прекратила свою деятельность, и установить ее место нахождения либо место нахождения ее руководителей не представляется возможным (ст. 52 Закона о банкротстве кредитных организаций).
Причем в перечисленных случаях конкурсным управляющим Агентство является в силу закона, т.е. соответствующие полномочия возникают у него автоматически с момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций АСВ осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.
В Концепции деятельности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" по реализации положений Закона о банкротстве кредитных организаций, принятой решением Правления ГК АСВ от 25.11.2004 и одобренной решением совета директоров ГК АСВ 9 декабря 2004 г., указано, что целями деятельности Агентства как конкурсного управляющего являются эффективное функционирование системы управления процедурами банкротства при строгом соблюдении прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства, повышение доверия к банковской системе. В соответствии с указанными целями Агентство осуществляет решение следующих основных задач конкурсного производства:
- своевременное установление и урегулирование требований кредиторов; формирование конкурсной массы в максимально возможном размере; обеспечение полной сохранности имущества ликвидируемой кредитной организации; проведение расчетов с кредиторами в минимальные сроки и в наиболее полном размере;
- выявление и оспаривание сделок, заключенных кредитной организацией в ущерб ее имущественным интересам (сомнительные сделки); поиск и истребование от третьих лиц незаконно удерживаемого имущества кредитной организации; обеспечение привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства;
- оптимизация расходов на конкурсное производство путем разумного сочетания режима экономии денежных средств с необходимостью осуществления затрат в целях решения всего комплекса задач конкурсного управляющего [54, стр. 19].
В Концепции указано, что наряду с задачами конкурсного производства, связанными с ликвидацией конкретных кредитных организаций и осуществлением расчетов с их кредиторами, Агентство решает задачи общего характера, направленные на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитных организаций, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.
Представляется, что выполнение АСВ указанных выше функций является одной из форм государственного управления банковской системой. Через АСВ реализуется одно из направлений государственной политики в области укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации. Другой формой государственного вмешательства в банковский бизнес, как известно, является деятельность Банка России. Очевидно, что государственное регулирование банковским бизнесом через АСВ осуществляется иными, чем у Банка России, методами. Хотя АСВ не является органом исполнительной власти, оно наделено некоторыми властными функциями.
Полезная информация:
Субъекты системы расчетов по пластиковым картам
К основным субъектам платежной системы на основе пластиковых карт относятся: 1. Банк-эмитент - банк или учреждение банка осуществляющий эмиссию карточек, включая ведение счетов и расчетно-кассовое (кассовое) обслуживание владельцев счетов. Основные функции банка-эмитента: - эмиссия карточек – деяте ...
Цели и принципы функционирования системы страхования
вкладов
Основой создания российской системы страхования вкладов явилось принятие 23.12.2003 г. Федерального закона № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Данный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формирова ...
Место и роль Фонда Социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой
системе РФ
В советский период подавляющая часть социальных расходов осуществлялась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру существовавшей системы оплаты труда и социального обеспечения. С началом экономических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинского и иных видов социальног ...