Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свои особые функции, проводит свой перечень денежных операций (сделок), в результате чего весь объем потребностей клиентов в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.
В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и и некредитные организации (НКО), а в качестве ее инфраструктуры - вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.) [8].
С учетом этого можно утверждать, что банковская система России включает в себя (без вспомогательных организаций):
• Банк России;
• Агентство страхования вкладов (АСВ) как элемент верхнего уровня банковской системы;
• отечественные коммерческие банки и НКО;
• филиалы и иные территориально удаленные подразделения (кроме представительств) отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;
• зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;
• российские загранбанки и их филиалы за рубежом;
• действующие в России дочерние банки (и НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;
• действующие в России филиалы банков (и НКО), не являющихся резидентами РФ.
Много мнений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Мировая и отечественная банковская практика и теория говорят, что совокупность действующих в стране банков и иных кредитных организаций может иметь одно-либо двухуровневую организацию. Первый уровень (ярус), верхний, - центральный банк (иногда этот уровень может включать в себя и некоторые другие элементы), второй уровень (ярус), нижний, базовый, - коммерческие банки и прочие кредитные организации (некредитные). Иных принципиальных вариантов не существует. Развитая банковская система как элемент рыночной экономики может быть только двухуровневой. Российская банковская система не исключение и придерживается данной концепции.
Любая банковская деятельность формально может быть определена как разрешенная законами и иными правоустанавливающими документами (лицензиями - для коммерческих кредитных организаций) специфическая или исключительная деятельность кредитных организаций, т.е. деятельность Центрального банка. Это означает, в частности, что банки проводят как собственно банковские (специфические, исключительные), так и некредитные (доступные всем субъектам хозяйствования) операции (сделки).
В содержательном плане банковская деятельность может быть раскрыта через следующие понятия.
Банковский продукт - конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в, ней клиенту (организации), т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом (организацией) [9].
Банковская операция - сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Другими словами, банковский продукт - не что иное, как банковская технология, то есть определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это необходимо клиентам.
Банковская услуга - результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности.
В функциональном плане в указанном выше определении банковской системы акцент следует делать на ее вхождении в более широкую систему - экономику страны в целом. Это означает, что банковская система должна в важнейших своих параметрах соответствовать реальному сектору экономики. Исходя из этого следует, что реальный сектор и банковский сектор могут развиваться либо деградировать только вместе, а также основные проблемы банковской системы могут решаться лишь в том случае, если адекватно решаются проблемы остальной экономики и наоборот.
Полезная информация:
Учет расчетов аккредитивами
Методика учета расчетов аккредитивами зависит от того, выступает ли банк в качестве эмитента или является исполняющим банком, а также от вида аккредитива (с покрытием или без покрытия выплат). Порядок работы с покрытыми (депонированными) аккредитивами в банке – эмитенте регламентируется Положением ...
История развития и виды потребительского
кредитования
До царя Соломона иудеи использовали личный кредит, т.е. за долги отправлялись в долговое рабство. Царь Соломон запретил такое рабство и обратил личную ответственность в имущественную. Он издал закон, по которому должник теперь отвечал перед кредитором своим имуществом, а не личной свободой. На земл ...
Современные проблемы экономики и Состояние экономики России
Значение рубля, как платежного средства, в преддверии рынка серьезно поколеблено. Развитие так называемого, внутреннего бартера, все более активное проникновение в оборот иностранной валюты, широкое распространение всевозможных платежных суррогатов - 7 привели к разбалансированию денежной системы С ...