- обеспечение тесного взаимодействия строительного рынка и рынка ипотечного кредитования. Только при адекватном (значительно большем, нежели сейчас) объеме строительства жилья возможно дальнейшее развитие ипотеки. При этом необходимо так усовершенствовать механизмы взаимодействия этих двух рынков, чтобы в любой момент строители были обеспечены ресурсами для финансирования стройки, а банки — ресурсами для ипотечного кредитования граждан, приобретающих жилье у строителей;
- обеспечение максимальной надежности системы ипотечного кредитования. Только показав и доказав потенциальным инвесторам, в том числе и зарубежным, что российское законодательство и менталитет наших граждан не несут в себе рисков при вложении средств в ипотеку, возможно привлекать необходимые финансовые ресурсы;
- обеспечение доступности ипотечного кредитования для населения. Эта задача, по нашему мнению, самая сложная. Повышение доступности, которое достигается, с одной стороны, упрощением условий и процедур, а с другой стороны, повышением кредитоспособности граждан, должно обеспечиваться именно за счет последнего фактора. Очень важно в стремлении придать ипотечному кредитованию массовый характер не делать упора только на снижение требований к заемщикам. Главным здесь должно стать повышение кредитоспособности. В свою очередь кредитоспособность достигается как за счет персонифицированной помощи, так и через повышение уровня доходов российских семей. Повышение уровня доходов — процесс долгосрочный и зависящий от множества факторов. Оказание помощи в решении жилищных проблем — дело уже сегодняшнего дня. Помощь в форме субсидирования, льгот и т. п. применяется на практике. Этим занимается и государство, реализуя социальные программы, и работодатели. По прогнозам, в ближайшие 5 лет именно помощь населению, а не рост доходов будет обеспечивать определенный уровень доступности ипотечного кредитования. В этой связи большие надежды возлагаются на Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Его реализация позволит выйти на значительно большие объемы ипотечного кредитования и будет способствовать решению жилищных вопросов десятков тысяч российских семей.
Особенностью современного оформления ипотечных правоотношений является отсутствие требования об обязательном нотариальном удостоверении договора. Отсутствие процедуры проверки договора нотариусом может существенно сказаться на правах граждан, передающих свое имущество в ипотеку, так как процедура государственной регистрации исключает индивидуальность подхода к каждой сделке.
Таким образом, можно рекомендовать снова вести процедуру обязательного нотариального удостоверения договора ипотеки, стороной которой является гражданин. Для этого можно рекомендовать внести изменения в ст. 19 Закона об ипотеке, дополнив ее п. 3 следующего содержания:
«3. Договор ипотеки, в котором хотя бы одной стороной является гражданин, подлежит обязательному нотариальному удостоверению».
Внесение указанных изменений позволит предотвратить нарушения прав граждан при применении механизма ипотеки.
Содержание договора ипотеки определено Законом об ипотеке и включает в себя обязательное указание следующих условий: предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. В области предмета ипотеки существуют проблемы ипотеки незавершенного строительства и переоформления ипотечных отношений при завершении строительства; при ипотеке недвижимости и разрешении вопросов о следовании за заложенным по договору объектом недвижимости прав на земельный участок, занятый ею; ипотеки права аренды на земельный участок. При заключении договора ипотеки необходимо четко определить обязательство, которое ею обеспечивается, – заключение договора ипотеки в целом по обеспечению будущих обязательств, заранее не определенных, не допускается.
Полезная информация:
Причины, препятствующие росту кредитования малого бизнеса, и способы их
устранения
Можно выделить несколько причин, препятствующих массовой работе кредитных организаций с малым бизнесом. 1) Высокая степень риска Широко распространено мнение о высокой степени риска при работе с малыми заемщиками. Однако данные ряда банков, специализирующихся на кредитовании малого бизнеса, опровер ...
Правовое обеспечение кредитно-банковской системы страны
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом « О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 (ред. 07.02.2011), Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 (ред.07.02.2011), другими ф ...
Открытие и ведение счетов юридических и физических
лиц в иностранной валюте
Банк в соответствии со своим уставом и лицензией на ведение международных операций принимает средства в иностранной валюте на счета государственных, акционерных, арендных и иных предприятий, объединений и организаций и совместных предприятий (в дальнейшем именуемых "предприятия"). Ниже из ...