Анализ практики управления рисками и страхования в корпоративном секторе российской экономики позволяет утверждать, что в настоящее время между страховыми компаниями и предприятиями отсутствует тесное взаимодействие, что в ней доминирует модель отношений, при которой страховыми организациями предлагаются программы и страховые продукты выгодные им, а не потребителям. Подтверждением этому служит стандартизация программ, отсутствие отраслевых, комбинированных страховых продуктов, завышение тарифных ставок, слабый учет индивидуальных потребностей предприятий. В работе убедительно доказывается, что перед риск-менеджментом остро стоит задача обеспечения приоритетности интересов потребителя в его отношениях с поставщиками страховых услуг.
Проведенный поиск и анализ причин ограниченности взаимодействия предприятия и страховой компании позволил объединить их в следующие группы:
- методологические причины;
- причины, связанные с особенностями функционирования российского страхового рынка, в т.ч. законодательные; причины, связанные с условиями предложений страховых компаний; причины, обусловленные состоянием компаний – страхователей.
Несмотря на существование методологических и законодательных ограничений, основными причинами ограниченности взаимовыгодного сотрудничества предприятия и страховой компании, по мнению автора, является низкий уровень удовлетворения страховых потребностей бизнеса, игнорирование реальных интересов и финансовых возможностей предприятий, а также отсутствие систем управления рисками на предприятиях – страхователях.
На основе вышеизложенного предложена организационно-управленческая модель корпоративного взаимодействия предприятия и страховой компании (рис. 3.1), которая предполагает наличие партнерских отношений на основе баланса экономических интересов. Страховая компания заинтересована в устойчивых взаимоотношениях с предприятием на долговременной основе. Предприятие, в свою очередь, заинтересовано в качественном удовлетворении своих страховых интересов по доступной, справедливой цене. Партнерские отношения возможны лишь при условии внедрения в общий процесс управления рисками процесса страховой защиты, участия страховой компании в разработке страховой программы предприятия на основе совершенствования процедур корпоративного взаимодействия предприятия и страховщика (рис 3.2).
На основе проведенного критического анализа подходов к управлению рисками предприятия в работе предложена объемная трехмерная модель функционирования подсистемы риск-менеджмента в системе управления предприятием (комплекс регламентированных процедур управления рисками, уровни целей, уровни иерархии в организационной структуре компании).
Основу разработанной модели составляет комплекс регламентированных процедур. Новизна комплекса регламентированных процедур заключается в том, что он включает задачи, процедуры как набор действий по управлению рисками на предприятии. По каждой процедуре в работе даны соответствующие рекомендации, в том числе по набору необходимых методических документов.
Каждый этап предлагаемого комплекса относится ко всем уровням целей. Существует прямая взаимосвязь между целями и этапами процесса управления рисками компании, представляющими собой действия, необходимые для достижения целей. Стратегические, тактические, оперативные цели на практике трансформируются в три уровня решений. Стратегические решения подразделяются на решения по элементам стратегии предприятия, тактические – на решения по отдельным хозяйственным мероприятиям или проектам, оперативные – на решения в процессе реализации некоторого проекта или иного хозяйственного мероприятия. Поэтому весь процесс управления рисками осуществляется в трех направлениях в зависимости от уровня целей и уровня принятия решений: управление стратегическими рисками (уровень стратегических целей); управление рисками мероприятий и проектов (тактический уровень целей); управление рисками производственно-хозяйственной деятельности, т.е. текущим уровнем риска (уровень оперативных целей). Каждый этап предлагаемого комплекса регламентированных процедур управления рисками относится ко всем уровням иерархии организационной структуры компании: компания, диверсифицированные направления деятельности, предприятие, подразделение.
Полезная информация:
Виды ценных бумаг
ЦБ делятся на две большие группы – основные ценные бумаги (первичные) и производные. К основным ценным бумагам относятся акции и облигации. Акция представляет собой часть общего капитала предприятия, а владелец акции становится совладельцем предприятия. Акция не дает права владельцу требовать от пр ...
Роль Центрального Банка РФ в экономике России
Центральный Банк РФ - главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, ...
Комплекс мероприятий по повышению сбыта предложений
по личному страхованию
Страхование является одним из важных факторов обеспечения стабильности социально-экономического развития страны. Страховой рынок в Российской Федерации за последние годы развивается ускоренными темпами при общем увеличении его объемов и расширении круга предоставляемых услуг. Вместе с тем, потенциа ...