· усиливается взаимосвязь резервной и процентной политики центральных банков.
В Беларуси фонд обязательных резервов формируется к пассивам банков. Минимальные обязательные резервы как инструмент Национального банка Республики Беларусь применяется для регулирования ссудной деятельности коммерческих банков. [10, c. 27]
В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь установлены следующие нормативы обязательных резервов:
– от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – 5 процента;
– от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях – 8 процентов;
– от привлеченных средств в иностранной валюте – 8 процентов. [25]
Норматив фиксированной части резервных требований установлен в размере 70 процентов.
Норма обязательного резервирования в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования может использоваться для поддержания денежного предложения и текущей ликвидности банков на уровнях, обеспечивающих достижение официальным обменным курсом белорусского рубля заданных параметров, а также для гарантирования вкладов населения.
Исследования показывают, что нормы резервов как инструментарии применяются весьма активно на фазах подъема либо при стимулировании экономического роста. Поэтому бороться с инфляцией лучше не повышением норм резервирования и сосредоточения денег всей банковской системы в Национальном банке, а эффективным использованием денежной массы в реальном секторе экономики.
Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке. Под данными операциями понимается покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций государственных займов) на открытом рынке, то есть у финансовых посредников и населения.
По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.
Обратные операции на открытом рынке, как правило, осуществляются путем заключения соглашений между Центральным банком и коммерческими банками о покупке государственных ценных бумаг с обязательством их обратной продажи через определенный срок (обычно один или два месяца) по заранее оговоренной цене.
Обратные операции осуществляются Центральным банком в строго определенный день недели. День покупки совпадает с днем обратной продажи ценных бумаг. В данных имеют право участвовать не все банки, а лишь те, которые открыли в Центральном банке специальные счета по хранению и учету ценных бумаг.
Суть операций заключается в том, что Центральный банк предлагает рыночным контрагентам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через определенный период. Причем все процентные выплаты по ценным бумагам получают исключительно контрагенты Центрального банка.
Предметом торгов служит ставка процента, уплачиваемая коммерческими банками за пользование денежными средствами, полученными от продажи облигаций на срок. Таким образом, обратные операции на открытом рынке представляют собой аналог кредита под залог ценных бумаг – ломбардного кредита.
В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.
В Республике Беларусь государственные ценные бумаги выпускаются для финансирования дефицита государственного бюджета. При этом данные ценные бумаги являются составной частью внутреннего государственного долга Республики Беларусь.
Развитие в Беларуси рынка государственных ценных бумаг открывает перед коммерческими банками ряд новых возможностей, связанных с совершенствованием механизма управления ликвидностью, осуществлением арбитражных операций путем рефинансирования инвестиций в облигации за счет банковских кредитов, расширением спектра операций по доверительному (трастовому) управлению активами коммерческих организаций.
Полезная информация:
Перспектива развития ФСС в РФ
Один из наиболее крупных итогов реформирования социальной сферы страны состоит в формировании рыночных механизмов социального страхования. Это положительный и закономерный процесс. Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции становления системы социального страхования в России за последние 15 ле ...
Кредитоспособность
заемщика и методы ее оценки
В советской экономической литературе практически отсутствовало понятие "кредитоспособность". Такое положение объяснялось ограничением использования товарно-денежных отношений в течение длительного времени, а так же тем, что для кредитных отношений, которые преимущественно развивались в фо ...
Организационно-экономические основы социального обеспечения и
социального страхования населения
В ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение граждан осуществляется на практике с помощью комп ...