1. Cash-back: программа лояльности, позволяющая клиенту возвращать на свой счет в банке определенный процент от сделанной им покупки. Например, расплатившись в магазине с помощью кредитной карточки и потратив при этом 100 долл., клиент получает обратно 1 цент.
2. Программа лояльности, основанная на поощрении клиента специальными очками (бонусами). При каждой транзакции клиенту на специальный неденежный счет поступает определенное количество очков, напрямую зависящее от суммы покупки. Накопив некоторое количество бонусов, клиент может обменять их на значимый для него подарок: билет на самолет, обед в ресторане, технику, поход в кино и так далее [17].
Белорусскими банками проделана определенная работа по стимулированию безналичных расчетов с использованием карточек (скидки, подарки, премии, призы). Однако этого все еще недостаточно. Держатель карточки идет за покупкой не в банк, а в магазин. Поэтому работу по стимулированию безналичных расчетов должны вести не только банки, но и торговля, причем торговля в большей степени. Предоставление специальных скидок и вознаграждений покупателям, оплачивающим товары с использованием банковских пластиковых карточек, должно осуществляться за счет средств ПТС либо путем внедрения совместных программ банков и ПТС, когда они выступают в качестве равноправных партнеров.
В этой ситуации у ПТС есть возможность использовать информационные мощности банка (информационные стенды отделений, экранные заставки инфокиосков, банкоматов), что исключено при самостоятельной программе ПТС.
К решению проблемы увеличения доли безналичных расчетов следует подходить комплексно, используя систему мер организационно-экономического и маркетингового характера. Локомотивом данного процесса могут и должны выступить банки как наиболее подготовленные субъекты рынка, накопившие за эти годы значительный опыт в этой области.
Необходимо наладить с предприятиями и организациями торговли системную работу, совместно разрабатывать и внедрять программы лояльности, включающие поощрительные меры для держателей карточек, активно пропагандировать передовой опыт, проводить совместные рекламные кампании и акции, помочь организовать компьютерный учет покупок в разрезе держателей карточек в каждом магазине.
Проведенный анализ рынка банковских пластиковых карточек Республики Беларусь показал, что:
1. Развитие платёжных карточных систем может иметь результат только в случае скоординированных действий банков и государства, основанных на принципах взаимного учёта интересов и приверженности выбранной концепции.
2. Предоставление лучших по качеству и более дешёвых услуг по банковским пластиковым карточкам, по сравнению с традиционными банковскими услугами, - основное направление деятельности банков в плане повышения прибыльности карточных программ.
3. Массовая эмиссия банковских пластиковых карт должна быть обеспечена соответствующими темпами развития сети приёма данных платежных карт в предприятиях торговли и сервиса, пунктах выдачи наличных и банкоматах. Согласно показателям, сложившимся в международной практике, средняя нагрузка на 1 банкомат должна составлять 2 600 карточек, на 1 платежный терминал – 160 карточек. По состоянию на 01.01.2009 г. в Республике Беларусь на 1 банкомат приходилось 2 462 карточки, на 1 платежный терминал – 480 карточек. Следовательно, для приближения степени развития инфраструктуры розничного банковского рынка к уровню, сложившемуся в международной практике, число ПТС, оснащенных платежными терминалами, с учетом сложившегося на 01.01.2009 г. объема эмиссии карточек должно быть увеличено, как минимум, в 3 раза.
4. Разработка новых: карточных продуктов, конкретных дополнительных программ, направленных на завоевание новых сегментов карточного рынка, на основе крупномасштабных маркетинговых исследований - единственный путь развития систем, направленный на получение максимальной прибыли.
5. Интеграция существующих в настоящее время платёжных систем Республики Беларусь с международными системами - одно из перспективных направлений развития платёжной системы страны.
Полезная информация:
Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспрои ...
Обслуживание пользователей пластиковых карт
Обслуживание пользователей пластиковых карт предполагает создание банком развитой инфраструктуры сети приема карточек к оплате. Для обеспечения возможности получения наличных с использованием карточек оборудуются пункты выдачи наличных. Проведение работ по установке и подключению необходимого обору ...
Основные понятия ценных бумаг и фондового рынка
Ценные бумаги - это, прежде всего, документы, имеющие обязательную юридическую силу. Они составляются по определённой форме предоставляет его владельцу определенные имущественные права. Под имущественными правами, как правило, понимают право собственности, возникающее в результате приобретения или ...