В основе страхования находится понятие риска как случайного события, приводящего к ущербу. В определении риска выделяют три этапа.
1. Риск определяется в самом общем виде как вероятностное распределение результатов хозяйственных действий субъекта. Различность этих результатов следует из неопределенности факторов внешней среды и неполноты информации, которая свойственна принятию решений.
Неопределенность воздействий внешней среды выражается в том, что предполагаемые результаты совершения каких-либо действий становятся часто недостижимыми из-за влияния случайных факторов. Случайные внешние факторы:
o естественная среда (стихийные бедствия);
o техническая среда (сбой технических средств, например энергообеспечения);
o хозяйственная среда (действия конкурентов и потребителей);
o общественная среда (изменение законодательства).
Так как все влияния внешней среды нельзя полностью предусмотреть, то можно считать их случайными факторами.
При принятии решения невозможно владеть всей информацией о процессе и тех факторах, которые могут оказать воздействие на ожидаемые результаты. При совмещении обоих этих факторов неопределенности результатов получается, что эффект действий недостаточно определен и взаимосвязь между действием и результатом недостаточна. В итоге принимаемое решение ведет не к одному определенному результату, а к вероятностному распределению возможных результатов. В этом множестве результатов и заключается риск для лиц, принимающих решение.
Распределение вероятностей характеризуется ожидаемым значением результата и разбросом этих значений. Ожидаемое значение – это средневзвешенная всех ожидаемых результатов, где весами служат их вероятности. Разброс показывает меру отклонений действительных результатов от ожидаемых и измеряется показателями дисперсии, стандартного отклонения и коэффициентами вариации.
Второй этап определения риска – это плановые ожидания субъекта, принимающего решения.
2. Риск определяется как отклонение фактических результатов от ожидаемых. Это зависит от принятия многих решений хозяйствующего субъекта. При этом хозяйствующий субъект стремится к достижению поставленных целей, но фактические результаты отклоняются от ожидаемых значений в ту или иную сторону, и эти отклонения являются выражением риска. Здесь риск определяется и как вероятность достижения ожидаемого результата относительно вложения средств или постановки целей (рис.1).
Область Область
неблагоприятных благоприятных
f(х) отклонений отклонений Х
Рис.1 Иллюстрация сущности риска
Ось абсцисс характеризует результаты: х1, х2, …хn. Расстояние от начала координат соответствует величине результата. Ось ординат, функция fх, показывает вероятность достижения определенных результатов. Например, если в интервале [х3 – х4] находятся плановые ожидания, то слева – область неблагоприятных отклонений, а справа – область благоприятных отклонений от ожидаемого значения.
Но распределение вероятностей всех результатов хозяйственных решений практически невозможно рассчитать. Кроме того, отклонения в лучшую сторону от ожидаемых значений психологически не воспринимается как риск. Совокупность результатов хозяйственных решений складывается из множества частных результатов, которые могут касаться дохода и платежей, издержек, имущества и т.д. Каждый из этих результатов характеризуется собственными рисками и вероятностным распределением значений. И при соединении всех этих значений вероятностей получается эффект выравнивания рисков, т.е. неблагоприятные результаты одних действий предпринимателя могут перекрываться положительными результатами других его решений. Но для настоящего успеха в делах необходимо проводить подробный анализ рисков и соответствующие действия по отношению к отдельным рискам.
Полезная информация:
Защита информации в смарт-картах
Механизмы защиты информации Пассивная аутентификация — проверка разрешения на выполнение команды при помощи ввода PIN кода или пароля. Активная аутентификация — внутренняя и внешняя аутентификация методом challenge-response. Аутентификация данных — использование защищенной передачи данных и команд ...
Общее собрание акционеров
Высший орган управления – общее собрание акционеров, которое может собираться ежегодно (не позднее 3-х месяцев после окончания финансового года) или внеочередным образом. Исключительная компетенция общего собрания: · внесение изменений в Устав; · дополнительная эмиссия акций, консолидация и дроблен ...
История развития VIP-обслуживания
Первые банки, ориентированные на частных лиц, были созданы более 500 лет назад в Италии. Однако в связи с их быстрой переориентацией на финансирование торговой и коммерческой предпринимательской деятельности они послужили лишь прототипом идеологии private banking (частного банкинга). Обслуживание ж ...