Таким образом, ДБО— это предоставление банковских продуктов (оказание банковских услуг) на расстоянии, вне офиса банка, без непосредственного контакта клиента с сотрудниками банка.
Услуги ДБО обычно классифицируют в зависимости от используемого технического канала, по которому передается информация о трансакциях.
Наиболее популярными сегодня можно считать системы класса «банк -клиент», которые предназначены главным образом для расчетно-кассового обслуживания клиентов и обмена информацией между ними и банком.
Еще один распространенный в нашей стране вид ДБО — телефонное обслуживание, которое дает клиенту возможность с помощью телефонного аппарата получать самую разную информацию о движении средств на своем счете и состоянии финансового рынка.
Система «банк — клиент»
Самостоятельная форма оказания банковских услуг — предоставление клиентам (физическим и юридическим лицам) возможности вести многие банковские операции с использованием современной электронной техники с удаленного рабочего места — из дома (так называемый «-home-banking»), конторы фирмы, автомобиля и т.д.
Заключив с банком соответствующий специальный договор или отразив соответствующие положения в обычном договоре банковского счета, пользователи таких банковских услуг самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует их по вопросам оборудования соответствующих терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Банк также гарантирует техническую и методическую поддержку при установке системы и начальном обучении персонала клиента, обновлении программного обеспечения, а в дальнейшем также консультации и рекомендации.
Подобные технические системы (обычно их именуют системами «банк - клиент») позволяют клиенту, используя персональный компьютер, подключаться по телекоммуникационным линиям связи к банковскому компьютеру и проводить нужные ему операции хоть 7 дней в неделю круглосуточно. Перед началом каждой операции владелец счета использует свой секретный ключ, без знания которого подключиться к системе невозможно.
Система «банк — клиент» в классическом (развернутом) вари
анте позволяет клиенту:
· знакомиться с банковскими правилами;
· получать справочную информацию (перечень выполняемых банком операций, курсы валют и т.д.);
· получать сведения о состоянии своего счета в форме соответствующих выписок;
· передавать в банк платежные поручения;
· получать электронные копии платежных документов о зачислении средств в пользу клиента;
· обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями и финансовой информацией;
· зачислять средства на счет (если это допускается) и перечислять средства со счета (оплата товаров и услуг, выполнение налоговых и иных обязательных платежей);
· перечислять деньги с одного счета на другой счет;
· заказать чековую книжку и отчет о движении средств на счете за определенный период времени;
· покупать и продавать ценные бумаги и др.
Для клиентов российских банков важнейшим фактором, сдерживающим их массовое вступление в число пользователей подобных систем, остается уровень платы за такие удобства. Другая причина состоит в том, что в нашей стране в настоящее время системы «банк — клиент» работают в основном через телефонные каналы связи. Учитывая низкую надежность и помехозащищенность телефонных линий связи, данный банковский продукт еще не используется повсеместно.
Система «телебанк»
Дистанционное обслуживание клиентов может вестись также с помощью телефона и специальных программ, при наличии которых компьютер способен самостоятельно отвечать на вопросы клиента. Такой вид банковского обслуживания клиентов называется телефонным банкингом (кратко — телебанк).
Полезная информация:
Институт ипотечного кредитования в постсоветский период
Революция 1917 г. коренным образом изменила перспективы развития кредитования под залог недвижимости в России. Все кредитные учреждения были национализированы; выплаты по выданным кредитам принимались, но кредитование как вид экономической деятельности, ориентированный на получение прибыли, исчезло ...
Банки, их виды, операции и функции
Коммерческий банк - учреждение, которое аккумулирует денежные средства и сбережение и осуществляет кредитно-расчетные и другие операции. Банки возникают на основании товарно-денежных отношений и потому существуют при разных общественно-экономических формациях. История капиталистических банков начин ...
Расчетно-кассовые центры Банка России
Главным направлением взаимоотношений учреждений ЦБ РФ с коммерческими банками при совершении операций с наличными деньгами является организация работы расчетно-кассовых центров (РКЦ) по выдаче подкреплений операционным кассам банка, с одной стороны, и по принятию от них излишков денежной наличности ...