Этой проблеме всегда уделялось особое внимание, поскольку, как уже говорилось, собственные ресурсы банка – важнейший страховой фонд для покрытия возможных претензий в случае банкротства банка и источник финансирования развития банковских операций.
Термин «достаточность капитала» отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску. Трактовка капитала как «буфера» обуславливает обратимую зависимость между величиной капитала и подверженностью банка риску. Отсюда: чем выше удельный вес рискованных активов в балансе банка, тем большим должен быть его собственный капитал. Вместе с тем следует заметить, что чрезмерная «капитализация» банка, выпуск излишнего количества акций по сравнению с оптимальной потребностью в собственных средствах тоже не является благом. Она отрицательно влияет на деятельность банка. Мобилизация денежных ресурсов путем выпуска и размещения акций – относительно дорогой и не всегда приемлемый для банка способ финансирования. Как правило, дешевле и выгоднее привлечь средства вкладчиков, чем наращивать собственный капитал.
Для оценки достаточности величины банковского капитала используются разные методы. Один из самых старых показателей, который широко применяется и сегодня, – отношение капитала к сумме депозитов. В США он применялся еще в начале века ведомством контролера денежного обращения при анализе балансов национальных банков. При этом указанный коэффициент не должен быть ниже 10%.
Федеральная корпорация по страхованию депозитов ввела в 30–40х гг. другой показатель достаточности капитала – коэффициент капитал / активы, исходя из того, что именно состав и качество банковского портфеля активов были, в том числе главной причиной банковских крахов.
В период II-ой мировой войны начал применяться новый показатель – отношение капитала к рискованным активам.
В последние годы начали применять более совершенные способы оценки банковского капитала и его достаточности. Активы в соответствии с новыми подходами начали дифференцироваться в зависимости от степени связанного с ними риска. Чем больший риск ассоциировался с данным видом активов, тем большая часть суммы этих активов использовалась при расчете коэффициента капитал / активы.
Статьи капитала также подверглись дифференциации: были выделены категории первичного и вторичного капитала.
В состав первичного капитала включаются:
• простые акции
• привилегированные акции без срока погашения
• сумма нераспределенной прибыли
• резерв на непредвиденные расходы
• долговые обязательства
• резерв на покрытие непогашенной задолженности по ссудам
• вложение банка в капитал дочерних предприятий
В состав вторичного капитала входили:
• привилегированные акции, имеющие срок выпуска
Главным обобщенным показателем достаточности капитала согласно Базельскому соглашению является коэффициент рискованных активов:
коэффициент рискованных активов = капитал банка / сумма активов, взвешенная по степени риска.
При расчете коэффициента рискованных активов банка применяются два показателя капитала:
• базовый капитал или «капитал первого уровня», в состав которого включаются:
а) простые акции
б) вложение в консолидированные дочерние предприятия
• дополнительный капитал или «капитал второго уровня», который включает:
а) резервы на покрытие безнадежной задолженности по ссудам и лизингу
б) бессрочные и долгосрочные привилегированные акции (с первоначальным сроком в 20 лет и более)
в) обязательства, конвертируемые в обязательном порядке
г) долговые обязательства второй очереди и среднесрочные привилегированные облигации (от 7 лет).
Полезная информация:
Чековая форма расчетов
Одной из традиционных является чековая форма расчетов. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоря ...
Основные положения
проекта Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств»
Предметом законодательного регулирования проекта Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — законопроект) являются отношения между гражданами, юридическими лицами, государством по поводу организации и осуществления обязател ...
Страхование средств транспорта и грузов
Страхование средств транспорта является подотраслью имущественного страхования и включает в себя страхование наземного, воздушного, и водного транспорта. В мировой практике добровольного транспортного страхования широкое распространение получили страхование легковых, грузовых, грузопассажирских мик ...