Основы организации безналичных расчетов

Страница 1

В процессе хозяйственной деятельности между различными субъектами экономических отношений осуществляются денежные расчеты (по взаимным поставкам материальных ценностей, предоставлению услуг и выполнению работ). Денежные расчеты возникают также при выполнении предприятиями и организациями финансовых обязательств по платежам в бюджет, ссудам банка и другим обязательным платежам. Денежные расчеты осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной форме. Налично-денежный оборот включает платежи, осуществляемые наличными деньгами, и в основном связан с доходами и расходами населения. Преобладающим же является безналичный денежный оборот, сущность которого состоит в том, что платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя средств. Безналичные расчеты осуществляются без участия наличных денег посредством движения денежных средств через счета в банках и путем зачета взаимных требований. Использование этого вида расчетов приводит к сокращению наличных денег в обращении и уменьшению затрат, связанных с печатанием, перевозкой и хранением наличных денег.

Законодательство и банковское право регулируют денежный оборот, определяя права и обязанности субъектов расчетных отношений. Основные принципы его организации заключаются в том, что все предприятия, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства (как собственные, так и заемные) на счетах в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определенный срок, устанавливаемый банком по согласованию с предприятиями. Расчеты по счетам клиентов осуществляются банком в соответствии с полученными от предприятий денежно-расчетными документами, которые не обращаются во внебанковском обороте. Указанные принципы предопределяют роль, которая отводится банкам в организации денежного оборота в стране.

Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации расчетов, требований, предъявляемых к их организации и определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Сущность и принципы организации безналичных расчетов

Система организации безналичных расчетов - не просто набор взаимосвязанных элементов. Организация этой системы базируется на трех составляющих:

1) совокупность принципов организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми ее субъектами хозяйственных отношений;

2) система счетов, позволяющая, осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме;

3) система платежных форм, документов и правил документооборота.

Рассмотрим основы организации системы безналичных расчетов в их развитии. Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению плановых заданий по производству и поставкам продукции. В то время действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в определенной степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение договорных обязательств. Действовавшие принципы строго регламентировали:

Страницы: 1 2 3 4


Полезная информация:

Общие понятия. Анализ и виды инвестиций
Инвестиции – это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определени ...

Понятие нетрадиционных услуг банка
Банковский кредит - весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие, например, от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизирова ...

Разработка комплексных решений и мероприятий по устранению недостатков в расчетно-кассовом обслуживании клиентов
Расчетно-кассовое обслуживание - самый традиционный и стандартизованный вид банковских услуг. Однако именно с этой услуги начинаются партнерские отношения клиента с банком, и для банка это один из поводов показать свое лицо. Учитывая тот факт, что РКО входит в стандартный набор банковских услуг, ко ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru