Для решения вопроса о правовом регулировании института государственных и муниципальных ценных бумаг А.В. Реут отмечает, что институты права (и рынок ценных бумаг в том числе) должны быть отнесены к финансовому или гражданскому праву в зависимости от преобладания в них соответственно организационных или имущественных отношений.[4]
К.С. Бельский отмечает, что сущность государственного управления обнаруживается не столько через деятельность его органов, сколько через воздействие управляющего субъекта на управляемый объект в соответствии с поставленными целями и задачами.[5] Касаясь административно-правового регулирования рынка ценных бумаг, такого рода воздействие направлено именно на решение организационных вопросов функционирования рынка ценных бумаг государством, устанавливая определенные правила, принципы, формы деятельности участников фондовых рынков, проводя контрольно-надзорные мероприятия и т.д., что и составляет содержание административных правоотношений на этом рынке.
Таким образом, можно сказать, что объектом административных правоотношений на рынке ценных бумаг является организационное обеспечение операций с ценными бумагами.
Современные исследователи правового регулирования рынка ценных бумаг отмечают, что административная регламентация рынка ценных бумаг должна осуществляться в рамках определенного организационно-правового механизма. В соответствии с данным механизмом можно выявить основные направления административно-правового регулирования рынка ценных бумаг:
- нормативное регулирование возникающих правоотношений на рынке ценных бумаг на основе метода властных предписаний, которым строго должны следовать все участники фондового рынка, включая и публично-правовые образования;
- контроль над исполнением установленных правовых норм;
- защита прав и интересов участников административных правоотношений на рынке ценных бумаг. Предусматривается административный порядок разрешения споров между участниками административно-правовых отношений на рынке ценных бумаг без обращения в судебные органы, на основе применения норм административного права;
- координация и определение деятельности субъектов административно-правовых отношений на рынке ценных бумаг, согласование действий брокеров, дилеров либо иных участников фондового рынка с административными требованиями;
- определение самой структуры органов государственной власти, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере регулирования ценных бумаг.
Вместе с тем существуют различные проблемы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Как уже было сказано нами, одним из направлений организационно-правового механизма регулирования рынка ценных бумаг является нормативно-правовое регулирование правоотношений, возникающих на этом рынке, посредством издания органами государственной власти и органами местного самоуправления нормативно-правовых актов с властными предписаниями. К сожалению, многие нормативные акты в этой области принимаются в спешке, без серьезных экспертиз, обсуждений с представителями профессионального сообщества, что приводит к ущемлению законных прав и интересов участников рынка. К числу таких актов относится действующий порядок лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, аттестации специалистов рынка ценных бумаг, раскрытия информации, деятельности специализированных депозитариев.
Иная проблема, когда в отношении одного и того же круга вопросов действует несколько актов, регламентация отдельных вопросов страдает излишней детализацией, т.е. возникают коллизии в праве, а другие вопросы, напротив, имеют существенные пробелы в описании предмета регулирования. Это все дает почву для легализации доходов, полученных преступным путем, и распространению коррупции на рынке ценных бумаг. Поэтому следует унифицировать действующую правовую базу, привести ее в соответствие на основе принципов четкости, однозначности, доступности, непротиворечивости, открытости и т.п., учитывая интересы профессиональных сообществ, непосредственно участвующих в деятельности рынка ценных бумаг.
Полезная информация:
Экономическая сущность, роль и функции, виды и
формы страхования
Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015–1 страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формир ...
Основные типы смарт-карт
В зависимости от встроенной микросхемы все смарт-карты делятся на несколько основных типов, кардинально различающихся по выполняемым функциям: карты памяти, микропроцессорные карты, карты с криптографической логикой или комбинированные карты. Какой тип карты более всего подходит в качестве платежно ...
Программа модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на
2011-2012 годы
Отдельного внимания требует Программа модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011-2012 годах. Основанием для разработки программы стал Федеральный Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [10]. Основная цель данной программы заключается в улучшен ...