Чтобы фондовая биржа могла выполнять поставленные перед ней задачи, она должна иметь эффективную организационную структуру, которая могла бы обеспечивать не только более низкие издержки, связанные с торговлей ценными бумагами, но и ликвидность рынка, наличие достаточного количества продавцов и покупателей, возможность получения участниками торгов достаточной и точной информации как о прошлых ценах и объемах заключенных сделок, так и о текущих ценах продавца и покупателя, представленных на торги объемах и видах ценных бумаг.
Организационная структура биржи также должна обеспечивать доверие к ней со стороны ее членов, т.е. она должна иметь демократически избранные органы управления.
Поэтому биржа рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решения об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.
В соответствии с российскими законодательными документами фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства. Поэтому органы ее управления делятся на общественную и стационарную структуры. Общественная структура может быть представлена в виде схемы, приведенной на рис. 12.1.
Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления. Собрания членов биржи бывают годовыми, созываемыми в обязательном порядке один раз в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются биржевым комитетом (советом), ревизионной комиссией или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов.
Рис. 12.1. Состав общественной структуры биржи
К исключительной компетенции общего собрания относятся:
• осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;
• определение целей и задач биржи, стратегии ее развития; утверждение и внесение изменений во внутрибиржевые нормативные документы;
• формирование выборных органов;
• рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, отчета прибылей и убытков, распределение прибыли;
• прием новых членов биржи;
• утверждение сметы расходов на содержание комитета (совета) и персонала биржи, в том числе определение условий оплаты труда должностных лиц биржи, ее филиалов и представительств;
• принятие решения о прекращении деятельности биржи, назначении ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.
Так как собрание членов биржи собирается один раз в год, для оперативного управления биржей выбирается биржевой совет. Он является контрольно-распорядительным органом текущего управления биржей и решает все вопросы ее деятельности, кроме тех, которые могут решаться только на общем собрании членов биржи. Как правило, на биржевой совет возлагаются следующие функции:
◊ заслушивание и оценка отчетов правления;
◊ внесение изменений в правила торговли на бирже;
◊ подготовка решений общего собрания членов биржи;
◊ установление размеров всех взносов, выплат, денежных и комиссионных сборов;
◊ подготовка решения о приеме или исключении членов биржи;
◊ руководство биржевыми торгами;
◊ распоряжение имуществом биржи;
◊ наем и увольнение персонала биржи и т.д.
Из состава биржевого совета формируется правление, которое осуществляет оперативное руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях. Порядок действия совета и правления определяется уставом и может иметь различия на разных биржах.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью биржи осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием членов биржи одновременно с биржевым советом.
Ревизионная комиссия вправе оценить правомочность решений, принимаемых органами управления биржи. К общему собранию членов биржи ревизионная комиссия проводит документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи (сплошную или выборочную), результатов ее торговых, расчетных, валютных и других операций. Кроме того, ревизионная комиссия проверяет:
Полезная информация:
Организация государственного контроля
страхового дела в РФ
Для осуществления государственного контроля в сфере страховой деятельности в РФ действует Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью. В целях организации ее работы, определению ее прав и обязанностей принято "ПОЛОЖЕНИЕ "Об инспекции Федеральной службы России по надзору за ст ...
Основы управления кредитным
риском коммерческого банка
Управление кредитным риском является основным содержанием работы банка в процессе осуществления кредитных операций и охватывает все стадии этой работы - от анализа кредитной заявки потенциального заемщика до завершения расчетов и рассмотрения возможности возобновления кредитования. Управление креди ...
Ответственность клиента за действительность
предмета уступки
Указанные выше обстоятельства обуславливают ответственность клиента перед финансовым агентом за действительность переданного им денежного требования, если иное не предусмотрено в договоре сторон (п.1 ст.827 ГК). В силу п.2 ст.827 ГК денежное требование, являющееся предметом уступки, признается дейс ...