Одной из причин такого положения до недавнего времени являлось затягивание венгерским руководством переговоров с Международным Валютным Фондом и Евросоюзом о предоставлении нового кредита. Правительство страны настаивало на выделении стабилизационной кредитной линии (flexible или precautionary credit line), тогда как руководство МВФ выражало готовность вести переговоры лишь о стандартном кредите (stand-by arrangement).
Отсутствие договоренности, по мнению экспертов, обходится Венгрии в 0,4–0,6 млрд. долларов ежегодно. Тем не менее, венгерская сторона объявила в начале 2013 г. о прекращении переговоров с МВФ о новом кредите и декларировала свое намерение рефинансировать свою задолженность на открытых финансовых рынках.
Дополнительно усугубляет ситуацию массовая задолженность венгерского населения по кредитам в иностранной валюте. На конец 2012 г. общая сумма обязательств граждан Венгрии по кредитам равнялась 11,3 трлн. форинтов (около 36,5 млрд. евро, т.е. порядка 38% к ВВП). В том числе, займы в иностранной валюте составили 62% указанной суммы. С 2009 г. погашение данных кредитов начало превышать объем новых валютных займов физическим лицам. Абсолютные размеры «чистого» погашения кредитов в иностранной валюте населением превысили к настоящему времени 5 млрд. евро (около 23% стоимости кредитов). Вместе с тем, по причине данных выплат дополнительно сократилось потребление основной массы венгерского населения. Кроме того, указанные процессы стали еще одним фактором ускорения инфляции.
Существенно ухудшилось за последнее время и финансовое положение венгерских предприятий. Одним из косвенных признаков этого является растущее число банкротств. Так, в 2010 г. ежедневно инициировалось 33 процедуры ликвидации предприятий, в 2011 г. – 42, в 2012 г. – 51 процедура.
Главные причины: усиливающееся падение спроса на внутреннем и внешнем рынках, возрастание трудностей с получением кредитов и их удорожание, сохраняющееся высокое налоговое бремя. Объем кредитования предприятий снизился почти на 8%. Согласно экспертным оценкам, административная нагрузка на коммерческий сектор Венгрии более чем в три раза превышает средний по Евросоюзу уровень. Согласно результатам анализа специализированных международных организаций, к настоящему времени Венгрия занимает по уровню конкурентоспособности примерно 47-е – 51-е место в мире.
За последнее десятилетие рейтинг конкурентоспособности Венгрии падал. Большинство соседних государств Центрально-Восточной Европы по данным показателям сегодня ее опережают, хотя раньше положение было обратным. Для большинства венгерских предприятий в такой обстановке главной задачей стало не увеличение производства, а элементарное выживание.
Значительно обострились также за последнее время финансовые проблемы венгерских органов местного самоуправления. К концу 2011 г. на грани банкротства оказалась уже более половины областей. Согласно проводившимся венгерской Государственной счетной палаты обследованиям, за 2010–2012 гг. совокупная валовая задолженность органов местного самоуправления увеличилась в Венгрии примерно в три раза (с 1,6% до 4,5% к ВВП).
В этой обстановке правительство страны приняло кардинальное решение, взяв на себя финансовые обязательства попавших в особенно тяжелую ситуацию органов местного самоуправления, а также значительной части медицинских и учебных заведений.
Несмотря на указанные выше негативные тенденции, общее финансовое положение Венгрии к концу 2012 г. по ряду важных показателей в целом улучшилось. Так, дефицит государственного бюджета к ВВП по итогам года официально удалось снизить до 2,7%. Отношение государственной задолженности брутто к ВВП уменьшилось с 81% до 78%. Котировки венгерских CDS на лондонском валютном рынке за год упали с 700 до 285 пунктов. Процентные ставки по государственным облигациям Венгрии снизились до 5–6%.
Тем не менее, большинство экспертов по-прежнему характеризует финансовое положение Венгрии как относительно неустойчивое. Об этом свидетельствуют также оценки ОЭСР, Европейского союза, МВФ и ведущих международных рейтинговых агентств. Дополнительным подтверждением таких оценок явилось новое значительное ослабление в марте 2013 г. курса венгерского форинта.
Полезная информация:
Обязательное страхование в России
Объектами обяз.страхования могут быть жизнь, здоровье, имущество и гражданская ответственность. Обязательное государственное страхование осуществляет-ся как за счет бюджетных средств, так и за счет лиц, на которых по закону возло-жена обязанность страхования. 1. Обяз.пенсионное страхование – страхо ...
Ипотечное кредитование как способ доступности жилья
Ипотечное кредитование обеспечивает возможность купить квартиру тем гражданам, которые не имеют накоплений, равных ее стоимости. Однако не все могут им воспользоваться. Следовательно, повышение доступности жилья за счет ипотечного кредитования предполагает создание условий, при которых большинство ...
Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов
В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия АСВ, органов государственной власти, Банка России кредитных организаций. Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по ...