Очевидно, что при использовании одинаковых методик выделения малых и средних предприятий уровень развития МБ в России вполне сопоставим со средними значениями по странам Евросоюза. Низкий налоговый вклад МБ в консолидированный бюджет России и ВВП во многом объясняется не низкой степенью его развития, а функционированием значительной части малых предприятий в сфере теневой экономики. Около 60% предпринимателей регулярно занижают размеры прибыли и масштабы торгово-производственной деятельности, что приводит к значительному сокращению налогооблагаемой базы малого бизнеса. По приблизительным оценкам, теневой оборот МБ в России составляет от 30 до 50 млрд долл. США.
Среди основных проблем, препятствующих развитию МБ, особенно остро выделяется проблема финансирования. Отметим, что она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании. Так, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе (табл. 2) выступают личные сбережения (60%), а также средства друзей и знакомых (35%). Банковские займы доступны лишь 12%. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года.
Таблица 2
Основные источники финансирования малого бизнеса (в % от числа опрошенных)
Источники финансирования (не более трех источников) |
Для пополненияоборотных средств |
Дляинвестицийв развитиефирмы | |
Доходы от деятельности предприятия |
92 |
84 | |
Личные средства учредителей |
24 |
33 | |
Кредиты финансовых учреждений, банков |
24 |
21 | |
Заемные средства у родственников и друзей |
33 |
17 | |
Финансовая поддержка местных властей и фондов предпринимательства |
8 |
11 | |
Имущество физических и юридических лиц |
9 |
9 | |
Ссуды других организаций и предприятий |
9 |
5 | |
Гранты |
2 |
3 | |
Займы кредитных кооперативов и союзов |
1 |
1 |
Источник: данные общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ".
В настоящее время число потенциальных заемщиков - субъектов малого предпринимательства оценивается на уровне 2 млн клиентов, а объем спроса на кредитные ресурсы, по разным оценкам, колеблется в пределах 10 - 30 млрд. долл. США. Несмотря на то что кредитование малого бизнеса развивается ускоренными темпами (в 2003 - 2005 гг. темпы прироста составляли примерно 50%), банки удовлетворяют не более 20 - 30% потенциального спроса. В кредитных портфелях универсальных российских банков доля заемщиков, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, колеблется в пределах 10 - 25%.
Согласно экспертным оценкам, кредитование МБ в ближайшие годы станет одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка банковских услуг. Работа с малым бизнесом открывает для банков возможность существенно нарастить объемы активно-пассивных операций. Это особенно актуально для крупных банков, которые сталкиваются со снижением спроса на кредиты со стороны крупных корпоративных заемщиков, получивших возможность кредитоваться под более низкий процент на западных рынках капитала, а также для региональных кредитных организаций, которые испытывают все большую конкуренцию со стороны "столичных" банков, проводящих региональную экспансию.
Полезная информация:
Порядок приема наличных денег от клиентов в кассу банка и их выдачи из
кассы
Прием наличных денег от предприятий и организаций производится, в основном, при личной явке клиента в его присутствии. Работа приходной кассы организована таким образом, чтобы клиенты банка имели возможность сдать выручку в течение операционного дня (дневная касса) и после операционного дня (вечерн ...
Мотивы и техника пролонгации ссуд
Варианты погашение ссуды: 1. эпизодическое погашение на основе срочных обязательств; 2. погашение по мере накопления собственных средств и снижение потребности в кредите с р/с заемщика; 3. систематическое погашение на основе заранее фиксированных сумм (плановых платежей); 4. зачисление выручки мину ...
Основные положения
проекта Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств»
Предметом законодательного регулирования проекта Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — законопроект) являются отношения между гражданами, юридическими лицами, государством по поводу организации и осуществления обязател ...