• с фиксированными взносами;
• фиксированными выплатами;
участием в прибыли. Каждый из видов пенсий имеет защиту со стороны государства, гарантирующую возврат пенсии по системе социального страхования правительством через Федеральную страховую корпорацию. Система индивидуальных пенсионных счетов обслуживается, как правило, организациями, специализирующимися на страховании жизни. Уплачивая взносы страховщику или выкупая с помощью работодателя страховой полис, любой гражданин США получает право на индивидуальную пенсию. Деятельность частных пенсионных фондов регламентирована законом о страховании пенсионных выплат - «ERISA», включающим два существенных положения. Первое положение устанавливает минимум пенсионных выплат и право наемного работника получать пенсию от компании по одной из альтернатив: а) 100 % пенсии после десяти лет службы; б) 25 % пенсии после пяти лет службы, с последующим ростом до 100 % через пятнадцать лет службы; в) 50 % пенсии, когда в сумме возраст и срок службы у работодателя составляют сорок пять лет, с последующим ростом до 100 % через пять лет службы. Работник, по всем признакам отвечающий условиям одной из альтернатив, оказывается под защитой федеральной гарантии даже в случае увольнения. При этом на размере пенсии не отразятся большие затраты, которые компания понесла на его профессиональную подготовку. Он не окажется в проигрыше и в том случае, если, имея по крайней мере пятилетний стаж работы в данной компании, увольняется раньше срока, предусмотренного контрактом. Второе положение закона обеспечивает гарантию выплаты пенсии за счет Федеральной страховой корпорации пенсионных выплат, имеющей статус правительственного агентства и входящей в государственную систему страхования. Эта организация отвечает по обязательствам обанкротившихся пенсионных фондов или фондов с недостаточным финансированием, стоимость активов которых меньше, чем сумма имеющихся обязательств. Но для этого работодатели должны делать обязательные фиксированные взносы в Федеральную корпорацию, пропорциональные численности занятых.
Особенностью формирования пенсионных фондов является то, что взносы работодателей, а также доходы пенсионного фонда в виде процентов, дивидендов и прироста капитала вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Получатели же уплачивают налог с пенсий и пособий, и уровень налогообложения зависит от величины дохода пенсионера.
В ФРГ своя специфика. Государственное пенсионное обеспечение финансируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, работающих и федеральных дотаций. Эти взносы предназначены не только для выплаты пенсий по старости, пониженной трудоспособности или потере близких родственников (вдовам, вдовцам, сиротам, бывшим супругам умерших или пропавших без вести застрахованных лиц), но и для компенсации расходов на восстановление профпригодности, реабилитацию и на воспитание детей. Предоставление пенсий обусловлено наступлением срока, по истечении которого членам страховой кассы полагается выплата денег.
Размер пенсии определяется: а) соотношением индивидуального дохода застрахованного и среднего трудового дохода всех работающих по найму; б) временем, в течение которого уплачивались взносы; в) динамикой заработной платы (он ежегодно приводится в соответствие с ней). Пенсионное страхование является обязательным для всех, кто работает по найму, за вознаграждение, с целью профессионального обучения, а кроме того — для лиц, которым засчитывается время по воспитанию детей или проходящих армейскую либо гражданскую службу. В Германии не подлежат обязательному страхованию лица малозанятые, самостоятельно занятые и относящиеся к другой системе социального обеспечения (в основном по профессиональному признаку). Люди, работающие лишь часть рабочего дня или рабочей недели (малозанятые или незначительно занятые), не подлежат обязательному пенсионному страхованию (ОПС), потому что их трудовой доход не обеспечивает им удовлетворительные возможности для существования. При незначительной занятости и небольшом доходе размер пенсии оказывается очень низким, и немецкие профессионалы в области социальной защиты считают, что обязательное пенсионное страхование частично занятых работников позволило бы им незаслуженно получать более высокую пенсию. В Германии критерием отнесения работника к группе малозанятых (незначительно или частично занятых) является седьмая часть среднего заработка. Особую группу в пенсионном обеспечении составляют самостоятельно занятые лица («индивидуалы»). В нее входят фермеры, врачи, адвокаты, архитекторы, ремесленники, деятели искусства, литераторы и др. Исключение из системы ОПС и предоставление им свободы в выборе формы обеспечения в старости мотивировано спецификой их деятельности, подразумевающей личную ответственность за собственную судьбу. Однако государство, не рассчитывая, что все эти лица еще в трудоспособном возрасте позаботятся о предстоящей старости и не желая в связи с этим выделять значительные средства из бюджета на социальное обеспечение своих «легкомысленных» граждан, предусмотрело ряд мероприятий:
Полезная информация:
Сущность и функции страхования
Страхование — это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками). Выражает фун ...
Сущность и необходимость кредита в рыночной экономике
Роль кредита в рыночной экономике трудно переоценить. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссу ...
Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспрои ...