Традиционно система социального страхования распространялась только на лиц, работающих по трудовому договору. Постепенно стали расширяться категории лиц, являющиеся застрахованными в порядке социального страхования. В 1964 году право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры: председатели, специалисты и механизаторы.
Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 27.03.1970 года закрепило введение системы социального страхования для всех членов колхозов. Данная система была построена на принципах государственного социального страхования, но имела ряд особенностей по видам и нормам обеспечения, порядку исчисления и выплаты пособий и др.
Отдельная «колхозная система» просуществовала вплоть до 1991 года, когда она была объединена с государственной. Тогда колхозники были полностью приравнены к рабочим и служащим в области социального страхования и пенсионного обеспечения.
В 80-х годах было введено ряд мер по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Работающие и обучающиеся матери стали получать частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, а позже - до полутора лет. Увеличивается продолжительность дородового отпуска до 70 дней, а срок выплаты пособия по уходу за больным ребенком - до 14 дней. Устанавливается выдача пособия по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.
Важным правовым актом в рассматриваемый период стало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 года «О пособиях по государственному социальному страхованию», достоинство которого связано, прежде всего, с тем, что оно кодифицировало все изданные до сих пор правительственные решения по данному вопросу в виде Основных условий обеспечения пособиями. ВЦСПС было поручено утвердить Положение о порядке обеспечения указанными пособиями, а также предоставлено право разрешать в исключительных случаях выдачу пособий работникам, которым оно не могло быть назначено по общим правилам. Со временем ВЦСПС делегировал это право нижестоящим профсоюзным органам.
Анализ действовавших в то время нормативных актов показал непоследовательную смену подходов к организации социальной защиты, которая осуществлялась то на принципах социального страхования, то на принципах социального обеспечения.
Новый этап
в существовании профсоюзного движения в России начался с процесса воссоздания общероссийских профсоюзов в 1990 году. Учредительный съезд профсоюзов РСФСР провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая объединила большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений.
Рыночные реформы в России привели к совокупности взаимосвязанных социальных изменений в обществе – формированию новой социальной структуры, новых социально-трудовых отношений, востребованности новых принципов и методов их регулирования. Эти социальные процессы вызвали к жизни новые социальные институты или коренным образом изменили роль и место в обществе ранее существовавших социальных институтов.
В качественно новых социальных, экономических, политических условиях России профессиональные союзы приобрели новое положение и роль в обществе, функционируют как социальный институт нового демократического общества рыночной экономики;
В условиях формирования демократического, правового государства профессиональные союзы, в соответствии с Федеральным законом Российской федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (см. ст.2, ст.5) стали «добровольным общественным объединением граждан,… создаваемым в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов», «… независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, им не подотчетны и не подконтрольны».
В Законе определены основные права профсоюзов:
1. На представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;
2. На содействие занятости;
3. На ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;
4. На урегулирование коллективных трудовых споров;
5. Профсоюзы имеют равные, с другими социальными партнерами, права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др.;
Полезная информация:
Цена и жизненный цикл страхового продукта
В настоящее время состояние страхового рынка характеризуется все большим ужесточением конкуренции. Это касается в первую очередь таких массовых видов страхования, как страхование грузов, недвижимости и иного имущественного страхования, а также имущества физических лиц — домов, квартир, автомобилей. ...
Медицинское страхование
Медицинское страхование обеспечивает страховую защиту на случай потери здоровья от любой причины, в т.ч. в связи с болезнью и с несчастным случаем. В РФ такое страхование является частью государственного обязательного социального страхования, который производится за счет предприятия. При потере здо ...
Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками
При приеме и обработке денежной наличности кассовые работники кредитных организаций осуществляют контроль за платежностью и подлинностью денежных знаков Банка России на основании Указания Банка России N 1778-У и оперативной информации, получаемой от территориальных учреждений Банка России. Для осущ ...