В качестве одной из мер, способной сделать карточки привлекательными для населения, рассматривается возможность получения денег через банкоматы. Развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карточек, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт.
Из-за особенностей экономической ситуации в стране (инфляция, кризис неплатежей, экономические риски и проч.) банки выпускают в обращение дебетовые карты. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит под сомнение суть « кредитной сделки» и позволяет говорить о суррогатных российских кредитных картах или, по существу, платежных картах. Чем больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться рынок кредитных карт.
Большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, являются магнитными, из-за относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание инфраструктуры для обслуживания этих карт, что является основным фактором, препятствующим быстрому переходу к электронным картам. Нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Электронные карты позволяют защитить процесс расчетов от мошенничества (проблема особенно актуальна для нашей страны), устранить необходимость авторизации в режиме on-line (которая в условиях плохой работы телекоммуникационных систем нашей страны часто затруднена).
На российском рынке продвижение карт встретилось с рядом трудностей: низкий уровень доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот.
При всех новых идеях и технологиях рынок пластиковых карт не будет стремительно развиваться в отрыве от общеэкономической ситуации в стране. Только в динамично растущей экономике возможен стабильный спрос на «инструменты», которые в ней используются. И в этом случае новые технологии позволят достичь значительного прогресса в распространении платежных карт и приведут участников рынка к ожидаемым финансовым результатам.
[1] По материалам выступления представителя ОАО «Газпромбанк» Кузина М.В. на практической конференции: «Безопасность пластиковых карт. Обнаружение и предотвращения мошенничества». 24-25 июня 2010 год, Москва, Россия.
[2] маркетинговая компания по исследованию рынка финансовых услуг
[3] Рейтинг был составлен на основе данных, полученных в результате анкетирования банков, пожелавших принять участие в исследовании. Учитывалось только активированные карточки.
Полезная информация:
Кредитная организация - эквайер
Банк-эквайер — это кредитная организация, которая осуществляет расчёты с предприятиями торговли и сферы услуг по операциям, совершаемым с помощью банковских карт, а также проводит выдачу наличных денег держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями. Операции приема и выдачи наличны ...
Правовое регулирование в области пластиковых карт
Как таковых нормативных актов, которые непосредственно относились к урегулированию отношений, связанных с пластиковыми картами до 1998 года не издавалось. Эти отношения регулировались в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", Законом РФ от 9 октября 1992 ...
Управление ликвидностью коммерческого банка
Исходя из этих трех основополагающих факторов, формирующих политику, стратегию и повседневную деятельность коммерческих банков, исторически зарождались, развивались и совершенствовались теория и практика управления банковской ликвидностью. Теория управления ликвидностью появилась и развивалась прак ...