Одной из традиционных форм рефинансирования является переучет векселей центральным банком, смысл которого состоит в том, что центральный банк переучитывает (покупает) векселя, уже учтенные банками. Переучет векселей имеет общие закономерности: 1) векселя должны отвечать определенным требованиям, касающимся видов, сроков погашения, гарантий и т. п.; 2) лимитируется объем учетных кредитов; 3) объявляется учетная ставка. Отношение к переучету векселей как форме рефинансирования не однозначно. С одной стороны, считается, что изменения в денежной базе вследствие переучета векселей лучше отражают потребности реального сектора экономики. С другой, переучет векселей рассматривается как эмиссионная форма рефинансирования. Тем не менее, значение переучета векселей в настоящее время уменьшается вследствие сокращения использования векселей в торговом обороте. В России рассматривалась возможность рефинансирования в форме переучета векселей. Центральный банк принял соответствующее положение. Однако действует целый ряд факторов, сдерживающих такого рода операции ЦБ. К ним, в частности, относится неразвитость обычаев вексельного рынка, а также присутствие на рынке большого количества «дружеских», «бронзовых» и фальшивых векселей [10, с.205].
Как уже отмечалось, объем рефинансирования зависит от стоимости кредитов центрального банка, т. е. уровня ставки рефинансирования. Тем не менее ставку рефинансирования принято рассматривать не столько как инструмент воздействия на объемы кредитования, сколько как индикатор намерений центрального банка. Изменяя ставку рефинансирования, центральный банк объявляет о своих намерениях относительно денежно-кредитной политики. Проблема состоит в том, что изменение ставки рефинансирования может рассматриваться аналитиками финансовых рынков двояко. Например, повышение ставки рефинансирования может быть истолковано как намерение центрального банка замедлить инфляцию или как признание своей неспособности сдержать инфляцию и пассивную подгонку ставки рефинансирования под растущие процентные ставки. В последнем случае эффект от изменения ставки будет незначительным.
Анализируя преимущества и недостатки политики рефинансирования как инструмента денежно-кредитной политики, необходимо отметить следующее. Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную сферу. Можно непосредственно определить требуемое изменение заемных резервов, но неизвестно, на сколько необходимо изменить ставку рефинансирования для того, чтобы банки обращались за кредитами в центральный банк. Кроме того, издержки банков по использованию механизма рефинансирования высоки, во-первых, потому, что обращение за кредитом в центральный банк может повлечь за собой большую степень надзора и контроля со стороны последнего, во-вторых, потому, что получение кредитов центрального банка может быть истолковано участниками рынка как признак слабости банка. Наконец, изменение ставки рефинансирования оказывается неэффективным инструментом в силу неоднозначности воздействия на финансовые рынки. В таблице 1 представлены ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 17 февраля 2003 г. по настоящее время [21, с.156].
Третий, наиболее мощный и в то же время наименее используемый инструмент денежно-кредитной политики — это резервные требования. Центральные банки имеют право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам. Норматив обязательных резервов устанавливается советом директоров Банка России как размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка. Он не может превышать 20% и не может быть единовременно изменен более чем на пять пунктов. Порядок депонирования обязательных резервов в Банке России также устанавливается советом директоров.
Таблица 1 – Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Период действия |
% |
Нормативный документ |
23 октября 2006 г. - |
11,0 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У |
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. |
11,5 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У |
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. |
12,0 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У |
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. |
13,0 |
Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У |
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. |
14,0 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У |
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. |
16,0 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У |
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. |
18,0 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У |
Полезная информация:
Динамика развития страхового рынка РФ за 2005-2008 г
В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2008 зарегистрировано 814 страховых организаций (для сравнения, на 30.09.2008 – 869 страховых организаций). В рамках отчетности 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-сентябрь 2008 г ...
Коммерческие банки России. Основные направления
развития банковского сектора РФ
Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отн ...
Организация процесса управления кредитным риском в
коммерческом банке
Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинаций на надёжность банка характеризуется рисками. Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций (размер возмож ...