Один из наиболее крупных итогов реформирования социальной сферы страны состоит в формировании рыночных механизмов социального страхования.
Это положительный и закономерный процесс. Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции становления системы социального страхования в России за последние 15 лет, необходимо признать и многочисленные «откаты» назад. Так, например, введение единого социального налога, который оказался «чужеродным телом» для социального страхования, привело к сокращению ресурсной базы. Как недостаточно обдуманные решения можно охарактеризовать и ликвидацию Государственного фонда занятости, сокращение программ оздоровления работников и членов их семей, различия в уровне страхового возмещения на случай временной нетрудоспособности в зависимости от применяемых налоговых режимов.
Вопрос финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов и их финансовой устойчивости со всей очевидностью становится наиболее актуальной проблемой в повестке дня социальной политики страны. Для специалистов и политиков это не новость. Хорошо известно, что снижение максимальной ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 году к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти в 317 млрд. рублей.
Часть выпадающих доходов будет возмещена за счет федерального бюджета по статье «Стабилизационный фонд», но эта компенсирующая мера касается только Пенсионного фонда России и то только в 2005 году. Практически не решен вопрос финансовой устойчивости и выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.
Неблагоприятные социальные последствия складывающейся ситуации очевидны – это существенное снижение уровня социальной защиты застрахованных. Крайне тревожным фактом является снижение покупательной способности пенсий и пособий по временной утрате трудоспособности, сокращение возможности исполнения мероприятий Базовой программы медицинского страхования и программ оздоровления работников и членов их семей.
Другими словами: сокращение ЕСН на деле представляет сокращение программ развития социального страхования, что нелогично для Российской Федерации - страны, в которой провозглашено в качестве государственной задачи становление рыночной экономики и социально ориентированного государства.
Таким образом, снижение размера ЕСН и введение системы дотаций с целью возмещения выпадающих доходов Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования в средне- и долгосрочной перспективе может иметь ряд серьезных неблагоприятных социально-экономических последствий.
Во-первых, за счет федерального и регионального бюджетов потребуется изыскать достаточно существенные дополнительные ресурсы для поддержания сложившегося уровня пенсионного страхования, осуществления программ оздоровления работников и членов их семей, реализации мероприятий Базовой программы медицинской помощи.
Во-вторых, снижение размера ЕСН приведет к ослаблению связи между размерами страхового возмещения и платежей, будет действовать отрицательно на мотивацию страхователей и застрахованных осуществлять платежи со всего объема заработной платы. В этой связи снижение ставки ЕСН представляется малоэффективной мерой налоговой политики, что приведет уже к необходимости корректировать этот контрпродуктивный шаг.
Вопросы законодательного обеспечения социальной защиты являются предметом пристального внимания Совета Федерации и профильного Комитета Совета Федерации по социальной политике. В центре внимания Комитета находятся вопросы формирования сбалансированных бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов. С этой целью, начиная с 1999 года, ежегодно Комитет принимает непосредственное участие в работе над проектами бюджетов данных фондов, направляет свои замечания и поправки в профильные комитеты Государственной Думы, активно участвует в работе трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений.
Особенно много внимания уделяет Комитет Совета Федерации по социальной политике выработке приоритетов и стратегических ориентиров развития социального страхования как целостной системы, которая призвана стать базовой в системе социальной защиты и социальной политики. Эту позицию Комитет Совета Федерации по социальной политике отстаивал в ходе работы над проектом федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» (данный Федеральный закон был подписан Президентом Российской Федерации 16 июля 1999 года).
Полезная информация:
Цели и задачи Центрального Банка РФ
Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: "Государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков", аге ...
Нормативно – правовое регулирование процентной политики
Банки являются юридическими лицами и экономически - самостоятельны. Они проводят собственную процентную политику по отношению к каждому конкретному клиенту, конечным результатом которой является получение прибыли, как основной цели в условиях рыночных отношений. Экономическая и правовая ответственн ...
Хеджирование
В последнее время на внутреннем и мировом валютных и денежных рынках сложились условия высокой волатильности курсов валют и колебаний процентных ставок. В такой ситуации задачи хеджирования финансовых рисков для компаний, занимающихся внешнеторговыми экспортно-импортными операциями и производством, ...